Из большинства разновидностей зол ТЭС как сухого, так и гидроудаления можно получать минеральную вату с плотностью 80—200 кг/м3, с широким диапазоном содержания Si02 и А1203 (40—75%). Разработана технология производства высокотемпературостойкой минеральной ваты из золы ТЭС методом плавки в электродуговой печи. Такая вата может применяться для изоляции поверхностей с температурой до 900 °С или при использовании керамической связки для изоляции поверхностей с температурой до 1150 °С. По своим характеристикам золовата подобна высокотемпературной каолиновой вате, но ее себестоимость в 2 раза меньше.

Возможно получение стекол типа марблит с содержанием в шихте 60—70% по массе отходов ТЭС. Стекла на основе зол и шлаков ТЭС имеют ряд преимуществ: сравнительно низкий коэффициент линейного термического расширения (54—65—10-7 град-1); повышенную прочность (80—100 МПа) и водоустойчивость. Кристаллизационные и вязкостные свойства таких стекол обеспечивают получение из них архитектурно-строительных изделий и облицовочных плиток.

В последние годы все более важное значение приобретает изготовление на основе топливных зол и шлаков эффективных стеклокристаллических материалов — золоситаллов и шлакоситаллов.

Например, на основе зол Назаровской ГРЭС синтезированы золо-ситаллы, фазовый состав которых представлен пироксеновым твердым раствором. Физико-механические свойства золоситаллов характеризуются следующими данными:

Плотность...............................................................................3,11 г/см3

Микротвердость.................................................................... 9400 МПа

Предел прочности при изгибе...............................................100 МПа

Коэффициент линейного термического расширения (20—500 °С)................................................68 • 107 град-1

Температура начала размягчения............................................. 1010 °С

Термостойкость........................................................................... 250 °С

Химическая стойкость:

в воде..................................................................................... 99,96%

в НС1...................................................................................... 99,89%

в NaOH.................................................................................. 97,65%

3.6. Дорожно-строительные и изоляционные материалы с применением зол и шлаков ТЭС

Одним из основных потребителей топливных зол и шлаков является дорожное строительство, где они используются для устройства подстилающих и нижних слоев оснований, частичной замены вяжущих при стабилизации грунтов цементом и известью, как минеральный порошок в асфальтовых бетонах и растворах, как добавки в дорожных цементных бетонах.

Золы, полученные при сжигании углей и горючих сланцев, широко применяются в качестве наполнителей кровельных и гидроизоляционных мастик.

В дорожном строительстве золошлаковые смеси применяют неукрепленными и укрепленными.

Неукрепленные золошлаковые смеси используются в основном как материал для устройства подстилающих и нижних слоев оснований Доро!4 областного и местного значения. При содержании пылевидной золы не более* 16% их применяют для улучшения грунтовых покрытий, подвергаемых поверхностной обработке битумной или дегтевой эмульсией. Конструктивные слои дорог можно выполнить из золошлаковых смесей с содержанием золы не более 25—30%. В гравийнощебеночных основаниях в качестве уплотняющей добавки целесообразно применять золошлаковую смесь с содержанием пылевидной золы до 50%. Содержание несгоревшего угля в топливных отходах ТЭС, применяемых для строительства дорог, не должно превышать 10%. Технология и организация работ при устройстве дорожных одежд с применением неукрепленных золошлаковых смесей практически не отличается от работ с использованием природных мелкообломочных камейных материалов. Оптимальная влажность смесей, при которой они хорошо укатываются, особенно при использовании катков на пневматических шинах, составляет 4—8%. Коэффициент уплотнения золошлаковых смесей 1,3—1,5, модуль деформации — 50—60 МПа. По своим эксплуатационным показателям дорожные одежды из неукрепленных золошлаковых смесей идентичны конструкциям из кондиционных материалов.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒