Эффективность применения отвальных золошлаковых смесей в дорожном строительстве можно повысить укреплением их известью, цементом, известково-шлаковым вяжущим или молотым гранулированным доменным шлаком, что увеличивает модуль деформации, позволяя, тем самым, уменьшить толщину оснований и снизить расход материалов, а также затраты на их транспортирование*

В укрепленных золошлаковых смесях, обработанных известью или цементом, при достаточной влажности и температуре образуются гидросиликаты кальция, вызывающие эффект упрочнения. При укреп лении золошлаковых смесей известью, в отличие от укрепления цементом, отсутствует опасность преждевременного схватывания. Смеси укрепляют, применяя молотую негашеную известь или пушонку (иногда известковое тесто или молоко) в количестве 15—35% (в пересчете на активные оксиды СаО + MgO) от массы пылевидной фракции золошлаковой смеси. Процесс твердения ускоряется добавками портландцемента или химических ускорителей твердения, например хлоридов, сульфатов и др. К 90-суточному возрасту прочность образцов золошлаковых смесей, обработанных известью, достигает 5 МПа и более. Расход извести составляет 3—5% общей массы смеси. Основные показатели свойств золошлаковых смесей, укрепленных известью, приведены в табл. 3.15.

Таблица 3.15

Свойства золошлаковых смесей, укрепленных известью

Показатель

Класс прочности

I

II

III

Минимальные расчетные модули, МПа:

деформации

упругости

Минимальный предел прочности на сжатие водонасыщенных образцов, МПа, после, сут:

0,5

Минимальный коэффициент морозостойкости после 90-суточного твердения

0,75

0,7

0,5

Минимальный коэффициент уплотнения

0,98

0,98

0,98

Известью укрепляют золошлаковые смеси, содержащие 16—50% пылевидной фракции (менее 0,14 мм), цементом — 8—30%. Расход цемента составляет 4—7% общей массы и рассчитывается на достижение водонасыщенными образцами в 28-суточном возрасте прочности на сжатие 1—2 МПа.

Золошлаковые смеси обрабатывают известью (или цементом) в смесителях или непосредственно на дороге. Для предотвращения испарения воды из смесей после уплотнения их защищают битумной эмульсией или другими пленкообразующими составами. Работы ведут при температуре воздуха не ниже 10 °С.

В зависимости от транспортных затрат стоимость строительства оснований дорог при замене щебня золошлаковыми смесями может быть снижена на 50—75%. Учитывая различные местные условия, эко номическая эффективность применения в основаниях золошлаковых смесей может существенно колебаться.

При устройстве конструктивных слоев дорожных одежд эффективно использование местных грунтов, укрепленных цементом (цементо-грунтов) или другими вяжущими веществами. Для снижения расхода вяжущих и заполнения межзерновых пустот в грунте рационально введение золы-уноса или золошлаковой смеси, которые на 30—^0% уменьшают расход портландцемента при одновременном noBLiuiei ии прочности и морозостойкости цементогрунтов. Поданным СоюзД^р-НИИ, прочность песчаного грунта, укрепленного цементом с lot явками топливных остатков бурого угля, повышается на 40—50%; н in-более интенсивно прочность возрастает в течение 40—120 сут.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒