При введении в качестве ускорителя твердения 0,5—1% по массе хлористого кальция после 28-суточного твердения прочность укрепленных известково-зольными вяжущими грунтов составляет 2—

5 МПа, а после 90 сут — 4—10 МПа.

Гранулированные топливные шлаки применяют в дорожном строительстве как самостоятельно, так и в сочетании с местными каменными материалами и грунтами.

Неукрепленные гранулированные топливные шлаки используют как материал для сооружения дренирующих, морозозащитных и подстилающих слоев, а также оснований и обочин. Они применяются также как эффективная добавка при строительстве дорожных одежд из окатанных гравийных материалов и укреплении грунтов. Шлаки благодаря черному цвету и остроугольной форме зерен являются хорошим материалом для посыпки дорог при гололедице.

При применении неукрепленных топливных шлаков для возведения покрытий на местных дорогах с малой интенсивностью движения к ним добавляют 10—20% суглинистого грунта.

Сравнительно высокая эффективность достигается при строительстве оснований дорог из гранулированных топливных шлаков укргп-ленных различными видами минеральных и органических вя;кущлх. Для их укрепления используют цементы, бесклинкерные шлаковые и известково-шлаковые вяжущие, а также битумы и каменноугольные дегти.

Гранулированные топливные шлаки относятся к кислым минеральным материалам, к поверхности которых битум прилипает плохо. Поэтому для повышения адгезионной способности шлаков по отношению к битуму его необходимо обрабатывать активаторами ил \ вводить в битум катионоактивные ПАВ. Активированный гранулированный топливный шлак может использоваться как заменитель щебня и песка в асфальтобетонных и битумно-минеральных смесях. В отличие от битумов каменноугольные дегти имеют хорошее сродство с поверхностью зерен топливных шлаков, поэтому их можно с успехом применять для изготовления дегтебетонных и дегтеминеральных смесей.

Асфальтовые материалы характеризуются использованием в качестве вяжущего битумов или дегтей. Видом материала определяется и функциональное назначение золошлаковых добавок. Золошлаковые отходы ТЭС так же, как и природные каменные материалы высокой прочности, служат для изготовления битумо-минеральных смесей, применяемых для создания конструктивных слоев дорог III—V категорий. Из топливных шлаков, обработанных битумами или дегтем (до 2% по массе), получают черный щебень.

Для улучшения сцепления органических вяжущих с золошлаковыми смесями последние предварительно активизируют добавками извести или катионоактивных ПАВ. Смешивая подогретую до 170— 200 °С золу с 0,3—2% раствором битума в зеленом масле, получают гидрофобный порошок со средней плотностью 450—600 кг/м3. Одновременно он может выполнять функции гидро- и теплоизоляционного материала.

Распространено применение зол в качестве наполнителей мастик. Для устройства рулонных кровель, приклеивания синтетических материалов и паркета при устройстве полов, паро- и гидроизоляции используют холодную битумно-зольную мастику, включающую битум БН 70/30 — 52—59, уайт-спирит — 22—25 и наполнитель (золу) — 18— 26%. Дисперсность золы должна характеризоваться полным проходом через сито № 02 и остатком на сите № 008 не более 3%. Максимальная влажность наполнителя 3%.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒