Таблица 4.8

Свойства керамзитового гравия с добавкой кислой смолки

Добавка, %

Коэффициент вспучивания

Насыпная плотность, кг/м3

Коэффициент деформативности зерен

Водопоглощение в течение 1 ч, %

Механическая прочность на сжатие, МПа

Содержание БОз, % по массе

Кислая смолка:

1,0

5,5

1,36

23,6

2,1

0,85

1,5

5,7

1,38

23,9

2,08

0,82

2,0

6,0

1,22

24,1

1,6

0,82

2,5

6,3

1,26

24,6

1,28

0,87

3,0

6,8

1,20

24,9

0,67

0,95

Соляровое масло, 3,0

4,46

1,18

19,35

2,51

0,42

нефтью для увеличения выхода бензина, часть используют для производства инден-кумароновых и нефтеполимерных смол, часть применяют в качестве тяжелого котельного топлива.

При полимеризации смол пиролиза получают нефтеполимерные смолы. Они имеют температуру размягчения от 50 до 100 °С, плотность 0,86—0,90 г/см3 при 20 °С и почти полностью растворимы в бензоле.

При пластификации нефтеполимерных смол экстрактами селективной очистки масляных фракций или другими пластификаторами получают вяжущие для дорожного строительства, в том числе для цветных полимербетонов. С этой целью пластификатор нагревают до 70—80 °С и загружают в подготовительный котел, куда подают нефтеполимерную смолу, измельченную до кусков не более 200 мм. Для полного растворения смолы температуру в котле поддерживают в пределах 120—130 °С при циркуляции массы. Рабочий котел оборудован мешалкой для дополнительного перемешивания вяжущего. Здесь поддерживают температуру 110—130 °С.

Технологический процесс приготовления полимербетонных смесей аналогичен приготовлению асфальтобетонных. Температура готовой смеси должна быть 120—150 °С. После уплотнения материал имеет следующие характеристики: предел прочности при сжатии — 2,5— 4 МПа при 20 °С, 0,85—1,5 МПа при 50 °С и 6,0—8,0 МПа при 0 °С, коэффициент водостойкости — 0,92—1,0, набухание — 0—0,4%, во-донасыщение — 0,3—0,4%. Нефтеполимерные смолы светлого цвета позволяют получать цветные полимербетонные смеси.

Из отходов нефтеперерабатывающей промышленности для производства строительных материалов интерес представляют кислые гудро-ны, которые образуются при сернокислотной очистке масел, парафинов, керосино-газойлевых фракций от ароматических углеводородов.

Состав кислых гудронов весьма разнообразен. Гудроны, образующиеся при очистке смазочных масел серной кислотой, содержат 32— 49% H2S04, 49—60% органической массы и 2—8% воды. При очистке парафинов серной кислотой в кислых гудронах преобладает H2S04 (78—85%), содержание органической массы не превышает 8—16%, такие гудроны воды практически не содержат.

Предложен способ получения дорожных битумов из гудронов сернокислотной очистки масел. Этот способ, однако не получил развития из-за содержания в кислом гудроне больших количеств серной кислоты и низкого качества выделяемого вяжущего.

После слива кислого гудрона в пруды-отстойники его вязкость значительно возрастает, он становится почти твердым, обводняется, а часть серной кислоты вымывается дождями и снегом.

Основной способ утилизации кислого гудрона заключается в нейтрализации серной кислоты известью с последующим удалением воды. Однако нейтрализованный гудрон не отличается удовлетворительными свойствами как вяжущий материал. Его используют как компонент дорожного битума, но не улучшающий качество, а скорее, как добавку, позволяющую увеличить выход битума.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒