Таблица 2.6

Физико-механические свойства шлакового щебня на различных шлаках

Вид шлака или породы

Истинная плотность, кг/м3

Средняя плотность, кг/м3

Водо-поглоще-ние по массе, %

Предел прочности при сжатии, МПа

Показатель дроби-мости, %

Гранит

2650

2650

0,2

Шлак:

доменный плотный

2950

2820

1,5

пористый

2940

2300

7,3

мартеновский

3200

3030

2,3

конвертерный

3100

2800

4,0

медепла вильный

3500

3430

0,4

фосфорный

2950

2850

0,9

Шлаковый щебень применяется не только как заполнитель цементных бетонов, но также в дорожном строительстве для укрепления оснований и устройства асфальтобетонных покрытий. В зависимоети от структурных особенностей, сопротивления истиранию и дроби-мости шлаковый щебень делится на марки:

Марка щебня по истираемости

И1

ИН

ИШ

HIV

Потеря массы при испытании, %

<25

25-35

35-45

45-60

Марка щебня из металлургического шлака как заполнителя асфальтовых бетонов зависит от вида смесей. Она должна быть, например, для смесей марки I:

—    для горячих и теплых асфальтобетонов типов А, Б и В соответственно 1200, 1000 и 800;

—    холодных — типов Бх и Вх — 800 и 600;

—    пористых — 800.

Шлакоминеральные смеси. К шлакоминеральным смесям относятся каменные материалы, укрепленные гранулированным доменным шлаком и предназначенные для устройства оснований автомобильных дорог. Для активизации шлаков и твердения смесей в их состав вводят добавки гашеной извести (1—3%) или портландцемента (3—5%). Шлакоминеральные смеси, активированные гашеной известью, медленно схватываются и твердеют, что позволяет делать разрывы в несколько суток между приготовлением смеси и ее укладкой в основания. Шлакоминеральные смеси, активированные цементом, схватываются быстрее и позволяют вести строительные работы в течение 6—8 ч.

Шлакоминеральные смеси, уложенные в слое основания, практически не требуют специального ухода и позволяют открыть движение сразу после уплотнения. Они допускают укладку асфальтобетонных покрытий сразу после уплотнения основания. При устройстве оснований из шлакоминеральных смесей на дорогах высших категорий можно использовать не только местные малопрочные каменные материалы, но и песчано-гравийные смеси.

Шлакоминеральное основание более жестко по сравнению с битумоминеральным, однако оно гораздо гибче и деформативнее оснований, устроенных из цементированных материалов, в том числе из бетона.

По трещиностойкости шлакоминеральное основание уступает битумоминеральному и поперечные трещины в нем возникают при перепадах температур. В южных районах и при достаточно толстых слоях асфальтобетонного покрытия трещинообразования в шлакоминеральном основании можно избежать.

В дорожно-строительной практике хорошо зарекомендовали себя составы шлакоминеральных смесей, в которых расход гранулированного шлака изменяется от 10 до 20%.

Минеральная часть смесей подбирается по кривым плотных смесей, рекомендованным для битумоминеральных смесей. Физико-ме-ханические свойства шлакоминеральных смесей приведены в табл. 2.7.

Таблица 2.7

Физико-механические свойства шлакоминеральных смесей


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒