Смеси

Предел прочности при сжатии водонасыщенных образцов, МПа в возрасте

Предел прочности при раскалывании, МПа в возрасте

Предел прочности при сжатии после 25 циклов замораживания — оттаивания в возрасте 28 сут, МПа

7 сут

28 сут

60 сут

28 сут

60 сут

Щебеночные и гравийно-песчаные, шлак гранулированный 10-20% и 1—2% извести

-

0,2-0,3

0,5-0,6

-

0,1

Не нормируется

Щебеночные и гравийно-песчаные, шлак гранулированный 5—10% и цемент:

3%

0,5

1,0

©

U)

0,8

5%

0,8

2,0

0,5

1,5

Песчаные, шлак гранулированный 10-20% и цемент 3%

0,4

1,0-1,5

-

о т

р

-

0,8-1,0

Шлак гранулированный 10% и цемент 5%

0,5

2,0

-

0,2

-

1,5

Шлакоминеральные смеси, затворенные 8—9% воды, хорошо перемешиваются и легко уплотняются. Асфальтобетонное покрытие, уложенное на шлакоминеральное основание, хорошо объединяется с ним.

Дорожное строительство является наиболее материалоемкой областью применения шлакового щебня. Требования, предъявляемые к шлаковому щебню, зависят от слоя дорожной одежды, где он используется. Так, материал, укладываемый в подстилающий слой, должен обладать водоустойчивостью и морозостойкостью, щебень для оснований — шероховатой поверхностью. В утрамбованном состоянии материал для строительства дорог должен обладать высокой прочностью на сдвиг. Для обеспечения движения с установленной скоростью покрытия должны иметь высокую износостойкость и сохранять ровность. Одним из основных требований к щебню для дорожного стро ительства является его способность не дробиться при укладке и уплотнении.

В дорожных насыпях и подстилающих слоях применяют щебень из несортированных отвальных шлаков. Нефракционированный шлаковый щебень пригоден также для устройства упорных призм плотин и дамб, укрепления их откосов, подверженных волновым воздействиям. Щебень из доменных и сталеплавильных шлаков легко укатывается в основаниях дорог, цементируется и образует монолитный слой особенно в смеси со щебнем из слабых известняковых пород. Щебень из мартеновских шлаков успешно применяется для расклинивания оснований из гранитного щебня, плохо поддающегося укатке.

Наиболее экономичны конструкции с использованием сталеплавильных шлаков крупностью до 40 мм. При эксплуатации модуль упругости слоев в основании медленно возрастает вследствие наращивания прочности. Применение шлаков с активизатором (хлористым кальцием) дает возможность вести дорожные работы в зимнее время.

Отвальные шлаки и минеральный порошок из сталеплавильных шлаков успешно используют при приготовлении асфальтобетона для верхних слоев дорожных одежд. Асфальтобетонные покрытия со шлаковым заполнителем характеризуются высокой прочностью, устойчивостью к истиранию, большим коэффициентом сцепления, отсутствием сдвиговых деформаций. Также эти покрытия отличаются повышенным сопротивлением ударным нагрузкам при положительных и отрицательных температурах, большей теплостойкостью, чем асфальтобетоны на природных минеральных заполнителях. При длительном контакте с водой поры шлакового материала прорастают кристалло-гидратными новообразованиями, что предотвращает в последующем доступ в них воды и приводит к повышению морозостойкости асфальтобетона.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒