Золошлаковые отходы. При сжигании твердых видов топлива в топках тепловых электростанций образуются зола в виде пылевидных остатков и кусковой шлак, а также золошлаковые смеси. Они являются продуктами высокотемпературной (1200—1700 °С) обработки минеральной части топлива.

В зависимости от температурных условий образование золы и топливных шлаков возможно без плавления, в присутствии расплава и при полном расплавлении исходных компонентов. В первом случае золы и шлаки образуются при сжигании низкокалорийных видов твердого топлива. Получение из расплава характерно для гранулированных топливных шлаков. Наиболее характерно получение топливных зол и шлаков в результате взаимодействия расплава с твердыми фазами.

Образование шлаков и зол первых двух групп происходит обычно в слабоокислительной среде, что способствует окислению органических соединений и сульфидов и присутствию соединений железа в трехвалентном виде. Образование отходов третьей группы происходит в восстановительной среде, что приводит к сохранению сульфидной серы и преобладанию двухвалентных соединений железа.

Зольная часть Донецкого, Печорского, Кузнецкого, Карагандинского и ряда других бассейнов содержит не более 8—10% СаО. Высококальциевой зольной частью с содержанием СаО 15—40% характеризуются каменные и бурые угли ряда бассейнов Средней Азии и

Сибири, многие типы торфа и горючие сланцы. У последних содержание в зольной части СаО составляет 25—-60%.

Топливо сжигают в слое над колосниковой решеткой в виде мелких кусков или при вдувании в пылевидном состоянии. Золы пылевидного сжигания проходят высокотемпературную обработку. Они имеют сравнительно однородный химический состав и незначительное содержание несгоревших частиц топлива. Некоторая часть золы оседает на трубах котла, поде и стенках топки, но основная ее масса (зола-унос) уносится с дымовыми газами, улавливается и скапливается в бункерах, откуда удаляется потоком воды или пневмотранспортом. На большинстве действующих ТЭС применяют систему гидро-удаления для транспортирования золошлаковых смесей в отвалы.

Для применения золы в производстве строительных материалов предпочтительнее применять систему пневмоудаления золы (рис. 3.1), которая позволяет поставлять золу потребителям в сухом виде, с меньшим содержанием несгоревших частиц и предотвращать ее смерзание в отвалах зимой.

Рис. 3.1. Схема установки сухого отбора золы:

I    — вакуум-насос; 2 — пневмовинтовой насос; 3 — электродвигатель; 4 — бункер-накопитель; 5 — водопровод вакуумный; 6 — осадительная камера; 7 — дымовая труба; 8 — дымосос; 9— пневматические задвижки; 10— электрофильтры;

II    — золосборники; 12 — котел ТЭС; 13 — шламопровод на отвал золы и шлама; 14 —силосный склад золы; 15 — отгрузка золы на железнодорожном и автотранспорте; 16 — трубопровод сжатого воздуха; 77— водопровод напорный; 18— компрессорная

Наиболее эффективными золоуловителями являются электрофильтры, КПД которых равен 95-—97%. В настоящее время установки для сухого золоудаления имеются на ряде тепловых электростанций, а количество улавливаемой золы превышает 10 млн т в год.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒