Типовая схема использования зол ТЭС в качестве добавки к цементу предусматривает следующие этапы: прием золы в железнодорожных или автоцементовозах; перекачку ее сжатым воздухом в склад силосного типа для хранения; транспортировку от склада к расходным бункерам перед мельницами при помощи пневмокамерных насосов; подачу золы в мельницу. Зола при удельной поверхности более 2500 см2/г транспортируется сжатым воздухом вместе с размолотым цементом непосредственно в цементные силосы.

Разработаны эффективные зольные цементы на базе летучей сланцевой золы (кукермита). Рациональные составы сланцезольных цементов (кукермит-цементов):

Компонент

Содержание, %

I

II

Зола, мелкая фракция

65-75

30-40

Цементный клинкер

35-25

25-35

Известняк или кварцевый песок

30-40

Если прочность кукермитов удовлетворяет требованиям марок М100—М150 (10—15 МПа), то кукермит-цементы достигают в 28-су-точном возрасте прочности 20—30 МПа.

Сланцезольные цементы — это умеренно расширяющиеся вяжущие, что способствует высокой водонепроницаемости растворов и бетонов на их основе.

Ввиду достаточного содержания серного ангидрида в сланцевой золе при помоле сланцезольного портландцемента добавка гипса не вводится. Так как в мельчайшей фракции сланцевой золы содержит ся повышенное количество свободного СаО, в мельницу при помоле цемента вводят воду для гашения. Сланцезольный портландцемент так же, как и пластифицированный, характеризуется пониженной водо-потребностью, в результате чего при одинаковом водоцементном отношении активность его не ниже обычного и соответствует маркам М400 и М500. При равном расходе вяжущего в пределах 300—400 кг/м3 бетоны на сланцезольном портландцементе при твердении в нормальных условиях имеют прочность примерно на 10 МПа выше, чем на обычном портландцементе, а при пропаривании — на 15. Одинаковые по прочности бетоны содержат в 1,2—1,5 раза меньше этого вяжущего, чем обычного цемента.

В результате исследований, выполненных в Московском инженерно-строительном институте им. В.В. Куйбышева под руководством А.В. Волженского, предложена технология производства портландцемента и шлакопортландцемента с введением в качестве активной добавки топливных гранулированных шлаков. Установлено, что наибольшей гидравлической активностью обладают шлаки с модулем основности 0,6—1 и модулем активности 0,4—0,6. Физико-механичес-кие свойства шлакопортландцемента на топливных и доменных гранулированных шлаках отличаются незначительно. Замена доменных шлаков гранулированными топливными экономически выгодна для цементных заводов, расположенных вблизи ТЭС и оборудованных топочными устройствами с жидким шлакоудалением. Оптимальное содержание топливного гранулированного шлака в цементах, твердеющих при пропаривании, составляет около 40%, а при автоклавной обработке оно увеличивается в два раза. Бетоны на шлакопортланд-цементе с топливным гранулированным шлаком могут успешно применяться в производстве сборных железобетонных конструкций, промышленном и гражданском строительстве, строительстве массивных гидротехнических сооружений.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒