Вспомните: одной из первых Компаний, сменивших собственника в связи с кризисом, стала «Евросеть». С чем связано тяжелое финансовое положение «Евросети»? Неужто объем потребления услуг сотовой связи упал в несколько раз? Или, может быть, люди больше не покупают сотовые телефоны? Почему тогда на рекламу того же Apple IPhone тратятся десятки миллионов? Наверное, IPhone совсем не пользуется спросом, вот и крутят рекламу без конца — хоть бы один аппарат купили...

Очевидно, что основной бизнес «Евросети» затронут не так уж сильно и продажи в салонах сотовой связи идут полным ходом. Проблемы «Евросети» были вызваны не спадом продаж, а финансовой политикой. Компания набрала слишком много дешевых импортных кредитов и не смогла удержаться на ногах, когда эти деньги быстро из-под них «выдернули». Тот, кто отслеживал подъем «Евросети», знает, что ее отличительной особенностью всегда была чрезмерно рискованная финансовая политика. Еще много лет назад, когда «Евросеть» впервые выпустила облигации для финансирования региональной экспансии, многие говорили: «Облигации "Евросети” фактически ничем не обеспечены! Не приведет ли этот шаг к банкротству Компании?» Но в то время рынок развивался, и Чичваркину все сошло с рук. Более того, Чичваркин — герой, книга о нем распродается огромными тиражами... Зато когда у «Евросети» экстренно забрали кредиты, собственных средств не хватило, чтобы бизнес смог удержаться на плаву. И Компанию пришлось срочно продать.

По той же причине пострадали и многие другие Компании, которые сидели на дешевых импортных кредитах, как на наркотиках. Жизнь прекрасна и удивительна, пока регулярно принимаешь очередную дозу. Но когда очередной дозы нет — наступает жесткая ломка.

Заметим, что никто не заставлял Компании брать эти кредиты, а тем более хватать в таких объемах, что их экстренный возврат ставит весь бизнес на грань краха. Никто не приставлял директорам ствол к голове: «Немедленно берите кредит у "Чейз Манхэттен”, а то убьем!»

Чтобы понять, что произошло с этими Компаниями, представьте себе гоночную трассу. По ней едут машины, соревнующиеся за первое место. До финиша еще далеко, и основная часть машин пока едет в общей группе. Но некоторые гонщики любой ценой хотят быть первыми. Причем уже сейчас — не медленно и сразу. Они изо всех сил давят на газ, чтобы как можно больше оторваться от основной группы.

Они не учитывают, что впереди крутой поворот. Все их мысли сосредоточены лишь на том, чтобы прийти первыми. Они забывают о другой задаче, менее очевидной, но не менее важной, — успешно доехать до конца трассы. В результате, войдя в поворот на слишком высокой скорости, они вылетают за пределы трассы. А если бы они не газовали так сильно и держались в общей группе, то успешно прошли бы поворот.

Вот тут и проявляется первая особенность ситуации 2009 года по сравнению с 1998 годом. Тогда очень многие Компании погибли, а их сотрудники оказались на улице. Сейчас большинство Компаний не гибнет — они просто меняют владельцев.

Да и кризис ли это вообще? Если сравнить с 1998 годом, конечно, нет. По состоянию на 2008 год российская экономика была более или менее в порядке и могла практически полностью обеспечивать себя всем необходимым. Хотя значительная часть западных денег была срочно изъята из экономики, собственные финансовые ресурсы продолжают крутиться внутри нее — а их не так уж мало. Действительно, где за рубежом можно разместить средства с той же доходностью, что в России? Ведь там ставка рефинансирования все падает и падает. Например, в США она снизилась до 0-0,25.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒